Как построить «бюджетную» с точки зрения затрат телефонную сеть небольшого офиса, но с большими возможностями? Выходом в городскую сеть, возможностью совершать междугородние переговоры, голосовой почтой, … Asterisk – система телефонии, обладающая такими фантастическими возможностями, о которых обычная офисная коммутируемая АТС может только мечтать. Голосовая почта, конференц-связь, очереди вызовов и агенты, музыка во время ожидания и парковка вызовов – это лишь часть функций, обеспечиваемых Asterisk. И так:

DVG-6004s — VoIP Router с четырьмя портами FXO. Что вполне достаточно для организации работы в небольшом офисе. Рассмотрим следующую схему.

«Asterisk – это конвергированная платформа для телефонии с открытым исходным кодом, разработанная, главным образом, для выполнения на Linux. Более чем 100-летний опыт телефонной связи позволил создать надежный пакет тесно интегрированных телекоммуникационных приложений. Мощь Asterisk – в ее настраиваемой природе в сочетании с не имеющим аналогов соответствием стандартам. Ни одна другая офисная АТС не предоставляет такие широкие возможности по вариантам ее развертывания.» — «AsteriskTM: будущее телефонии.» Поэтому Asterisk это все что нам надо, плюс DVG-6004s (~200 $), если не считать головы и рук. Примерные рекомендации по выбору производительности серверного оборудования:

И так:

Подключаем абонентов.

Приобретаем IP телефоны с поддержкой протокола -SIP. Полностью бесплатный вариант -программный телефон X-Lite компании CounterPath. Из недостатков (или достоинств?) — требуется ПК и гарнитура. Доступен X-Lite для Microsoft Windows, Mac и Linux. Копию X-Lite можно скачать по адресу http://www.counterpath.com/index.php?menu=download. Скачиваем и инсталлируем. В обоих вариантах будет необходимо настроить IP адрес телефона, шлюз, IP адрес proxy,»логин» и пароль. Вносим необходимые изменения для каждого абонента в файл /etc/asterisk/sip.conf.

Но более красивый вариант использовать шаблон и не делать слишком много ввода текста, копирования и вставки.

Теперь мы можем зарегистрироваться на нашей АТС.

Мне больше нравится другой клиент, качаем здесь — http://www.sjphone.org/sjp.html .

Чтобы не возвращаться, сразу добавляем необходимую конфигурацию и регистрируем 4 абонента DVG-6004s, которые будут служить нам соединительными линиями.

Регистрировать необходимо как каждую линию индивидуально, так и FXO Representative Number. При совершении в дальнейшем исходящего звонка эту линию можно использовать для автоматического выбора свободного номера.

Осталось определиться как Asterisk будет обрабатывать входящие и исходящие вызовы. Для этого нам необходим файл extensions.conf и изменения в конфигурации DVG-6004s. Включаем режим HotLine и определяем на какой внутренний номер будет поступать вызов по внешней линии.

И добавляем следующие строки в план нумерации (как пример, для прямого набора московского номера).

Таким образом для совершения звонка в офисе необходимо набирать номер 1001, 1002 …,а для внешнего звонка просто набрать 123-45-67. Маршрутизация произойдет автоматически. А как быть с «меж городом»? Забегая вперед, и отвечая на вопрос а где же «человеко-любивый интерфейс». Неужели необходим администратор, знающий например что делать, после ввода команды » vi /etc/asterisk/sip.conf «?!

GUI — графический пользовательский интерфейс, который помогает работать с Asterisk. Соответственно эксплуатировать IP АТС на базе Asterisk, (добавлять абонентов, менять СЛ и т.д.) может любой связист. Установка:

На что получим новую ссылку — svn co http://svn.digium.com/svn/asterisk-gui/branches/2.0 , произведем сборку интерфейса:

В файл /etc/asterisk/http.conf необходимо раскомментировать следующие строки:

Чтобы веб-клиент мог посылать команды в Asterisk, необходимо внести некоторые изменения в Asterisk Manager Interface (AMI). Для этого добавим несколько строк в раздел [general] файла manager.conf и учетную запись пользователя с набором разрешений config. Откроем файл manager.conf и отредактируем его следующим образом:

В результате должно получиться подключение к в веб-серверу Asterisk посредством следующегоURI:http://localhost:8088/asterisk/static/config/index.htmlНастроим «межгород»! Создадим trunk используя регистрационные данные полученные от sipnet и GUI (существует вариант работы и со skype).

Определим правила маршрутизации.

Создадим правила набора.

Подключаем наших абонентов к данному плану набора.

И получаем альтернативный «меж город».

И обещанный бонус!

Вы — босс, отдыхаете на пляже после тяжелых трудов (должен же босс когда нибудь отдыхать), но сердце «не на месте». Заботы… жизнь не останавливается, в офисе сотрудники не справляются без мудрого наставления. И что? тратить 70 руб за минуту? или вообще затрачивать хоть рубль когда в отеле бесплатный WI-FI ? А сотрудники не обращают внимания на входящий вызов, потому что там «аноним» или что то в этом роде? Конечно нет!!! Подключаемся к своей офисной АТС Asterisk с ноутбука и «оказываемся в офисе», а сотрудники удивленно смотрят на кабинет шефа, когда к ним приходит вызов с номера «1000» ( в нашем варианте- номер боса)!